Главное меню

Использование устного народного творчества в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Современные дети живут и развиваются в эпоху инновационных технологий. Федеральные государственные требования к обновлению содержания дошкольного образования предполагают серьезные изменения в познавательном преобразовании дошкольников, частью

которого является математическое развитие. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется  в детском саду через образовательную область «Познание».На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовке его к школе. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий

потенциал личности. Однако, часто можно услышать, что математика-скучная наука. Я с этим не согласна. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность.

Чем любит заниматься ребенок дошкольного возраста больше всего? Играть и слушать сказки. Народные и авторские сказки-мои бесценные помощники. В любой из них очень много всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы     сами собой. Судите сами: «Колобок»  познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» детям легко усвоить понятие о размере, а также научиться моделировать по схеме. Чтение «Красной Шапочки» дает возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий».

Устное народное творчество позволяет мне не только формировать у воспитанников интерес к данному виду деятельности, но и в занимательной форме упражнять детей в счете, ориентировке во времени, пространстве, а также решать другие программные математические задачи. Через сказку я не только повторяю и закрепляю пройденный материал, но и знакомлю детей с новым, учу их самостоятельно добывать знания.

В работе с детьми я применяю сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например,сюжет «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения-серия из трех элементов); истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г.Остер «Как измеряли удава»,Э.Успенский «Бизнес крокодила Гены»). В дидактических целях я часто использую
произведения, в названии которых присутствуют указания из числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В качестве приема применяюспециально сочиненные для дошкольников стихотворения, например, С.Маршака «Веселый счёт», И.Токмаковой «Сколько?», стихотворения Г.Виеру, А.Кадыровой и др.

Данные описания цифр ,фигур способствуют формированию яркого образа,быстро запоминаются детьми. Сочинение математических сказок, пословиц, загадок способствует выделению существенных свойств предметов. Дети видят геометрическую форму в окружающих предметах: обруч, мяч, тарелка-круг; стена, крышка стола, дверь-прямоугольник, окно, платочек-квадрат; крыша, косынка-треугольник и т.д. С помощью стихов дошкольники легче запоминают название геометрических фигур: «Посмотрите, вот овал! Я его нарисовал. Он такой округлый,и такой уютный...»

С помощью фольклорных сказок дети легче усваивают временные отношения, учатся порядковому  и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации. Во многих сказках

математическое начало находится на самой поверхности («Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка», «Цветик-семицветик»).

С большим интересом дети выполняют задания в дидактических играх: «Что изменилось?», «Найди ошибку», «Чудесный мешочек», «Считай дальше», «Сколько?»,«Считай – не ошибись»...В процессе игры, считая предметы по порядку, у детей совершенствуется навык счёта — с какой стороны  надо начать счёт, умеют правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Какой по счёту?», согласовывая при этом числительное с существительным в роде, числе, падеже.

В результате обучения, при усвоении временных представлений, дети, как правило, не испытывают трудностей. Умение ориентироваться во времени обеспечивается повседневным соприкосновением с данными понятиями,  потому что не только в непосредственно образовательной деятельности по математике, но и в других видах совместной деятельности, детям задаются вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?»

Для получения ответов на вопросы задач-шуток, не требуется выполнять каие-либо арифметические действия, а нужно только объяснить правильные ответы. Во-первых, в процессе работы над задачами по тем или иным причинам дети допускают ошибки и получают неправильные ответы, а обнаружив самостоятельно или с моей помощью в этих ответах противоречия с жизненными наблюдениями и фактами, исправляют ошибки и объясняют правильное решение. Такая работа над задачами способствует развитию логического мышления детей, приучает их рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой жизни.

Простота и занимательность сюжетов этих задач, парадоксальные ответы дошкольников на вопросы задач, завуалированных в сказках, а главное, осознание допущенных ошибок, способствуют созданию на занятиях прекрасной атмосферы лёгкого юмора, мажорного настроения и удовлетворения от полученных новых знаний.

Век компьютеризации смело шагнул и в наш детский сад. Мультимедийное оборудование таит в себе неограниченные возможности по созданию сказочной атмосферы в любой непосредственно образовательной деятельности. Волшебный экран может превратиться в пульт управления космического корабля или машины времени. При необходимости он может заменить традиционный фланелеграф. С помощью «волшебного экрана» можно общаться с героями популярных мультфильмов, которые помогают мне в создании мотивации, постановке целей или просто служат сюрпризным моментом.

Использование элементов устного народного творчества помогает в воспитании и обучении детей, в усвоении ими математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах.

Таким образом, я смело могу утверждать: математика — это совсем не скучно и не сложно, а познавательно и интересно. Особенно, если знаешь ключик к детскому сердцу. Ключик этот — сказки! Распахивая перед детьми волшебные двери в сказочную страну, я не только знакомлю их с математикой, но и учу любознательности, доброте, взаимовыручке, доверию к миру, умению преодолевать трудности.

Морозова Галина Николаевна, воспитатель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наши события
autumn_1
autumn festival_3
autumn festival_ 2
autumn_2
Архивы
minobr
rosobr
riac
tavr_obr
fipi
ege
dnevnik
window
collection
omsk300-200